Фото: Илья Ищенко, Николай Шадрин, личный архив автора
ЖУРНАЛИСТ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ МАРШРУТ
Кажется, именно возможность проникнуть в самые разные сферы и побывать в необычных декорациях и привлекла меня в журналистике. Я не мечтала «Вот вырасту и стану!», но журналист в конце 80-х – начале 90-х, на которые пришлось мое детство, был героем времени: эпоха искала новый язык, из цветного телевизора в деревенском доме бабушки разговаривал Влад Листьев, а на веранде лежали стопки «Нового мира». Минуло 30 лет: эпоха продолжает поиск языка, профессия поменяла меня больше, чем я ее, а деревенский дом бабушки остался в пустеющем без конного завода селе. Любопытно, что именно в этой точке начинается сюжетный поворот, который объединяет стремление что-то менять, навык рассказывать истории и то самое село.
ПОЧЕМУ СОСНОВОБОРСКОЕ?

Село Сосновоборское в Петровском районе стало носить это имя только с 1966 года, до этого момента оно называлось Грязнуха. «В связи с неблагозвучием» был переименован и конный завод – из Грязнушинского в Петровский. В те годы местное конное дело уже гремело на всю страну и даже работало на экспорт: сюда приезжали делегации из Монголии и Чехословакии, а лошади побеждали на заездах и выставках. Мои бабушка и дедушка были непосредственными участниками событий: оба приехали в село по распределению в конце 40-х и построили карьеры – агронома, а затем секретаря парткома и учителя математики, а затем завуча. Вспоминать, что передовая жизнь села разворачивается в «барских» дореволюционных постройках Устиновых, в те годы не было принято. Однако средняя школа занимала главный усадебный дом с примечательной башней, конюшни размещались в старинных овчарнях, а руководящий состав конезавода унаследовал не только административное здание, но и его традиционное в ХIХ веке название «контора». Разрушаться наследие стало постепенно: в 1972-м построили новую типовую школу, а барский дом забросили. Хозяйственные местные жители начали осваивать постройку так, что за 30 лет от нее осталась только та самая башня. Конезавод пришел в упадок в начале нулевых, пережил процедуру банкротства и передела собственности, а в 2020-м новый владелец начал разбирать строения ХIХ века на кирпич. Дорога к деревенскому дому превратилась в коридор совести между разрушаемыми конюшнями и одиноким остовом «барского дома». Тогда я вспомнила, что я журналист, умею рассказывать истории и могу привлечь к этому месту внимание. С проектом развития туристической привлекательности Сосновоборского я победила в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Это позволило собрать не одну историю и передать их в формате экскурсий, выставки, видеороликов и туристического маршрута.

МАРИЯ КАРМАНОВА
журналист, общественный деятель
ОТКУДА ЗДЕСЬ УСТИНОВЫ?

Местные нередко называют здешнего барина графом, хотя такого титула ни разбогатевший на винных и соляных откупах Устинов, ни его дети и внуки не имели. Выходец из купеческого сословия основатель рода Михаил Адрианович Устинов сделал карьеру благодаря грамотности: служба подарила ему право на личное, а затем и на потомственное дворянство, а нажитый капитал превратился в изрядные землевладения в Саратовской губернии. Их он распределил между пятерыми сыновьями. Имение в Грязнухе стало вотчиной второго его сына Василия Михайловича, участника Отечественной войны 1812 года. Каменную церковь во имя Рождества Христова здесь построили в 1814-м, а через сто с лишним лет в 30-е годы ХХ века разрушили. Пока нет ни одного изображения этой церкви, выводы о ее архитектурных особенностях можно делать по соседним селам, ведь храмы Устинов стремился возводить на всех вновь купленных землях. Чем Устиновы так интересны? Каждая из ветвей этого рода таит увлекательные биографии разной степени изученности: дипломаты, военные, проповедники, шпионы, один оскаровский лауреат, а наш Василий Устинов после поверхностного генеалогического поиска оказался прадедом писателя Алексея Николаевича Толстого. Возможно, когда-нибудь все эти истории с соответственными экспонатами снова сольются в доме основателя рода на Лермонтова, 34, где сегодня расположен Областной музей краеведения. Там им самое место.
  • Михаил Михайлович Устинов
  • Василий Михайлович Устинов
КТО ПИСАЛ О ГРЯЗНУХЕ В «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСКАХ»?

В 20 километрах от Грязнухи в 1813 году родился одаренный сын священника по имени Иринарх. Мальчик сам выучил несколько европейских языков, юношей учился в Московском университете, а окончил Санкт-Петербургский. Знавал поэта Фета, был центром кружка, который вдохновлял Чернышевского, а от писателя Диккенса, чьи романы переводил, получил записку о желании познакомиться с «талантливым переводчиком». В Грязнуху Иринарх Иванович заезжал в гости к сестре Варваре, жене служившего в здешней церкви священника Устина Степановича Карпова. Под влиянием бесед с шурином Устин Степанович начал собирать народные сказки, легенды и поверья, внимательно присматриваясь к крестьянскому быту Грязнухи. Наблюдения он записывал, редактировал, и в результате у него вышло целое сочинение, которое Введенский не замедлил опубликовать в «Отечественных записках» за 1848 год. Публикацию он снабдил «мотивационным» письмом, объясняя интерес к образу жизни русского человека ни много ни мало просьбой Гоголя в предисловии к «Мертвым душам» помогать ему с «фактурой» для второго тома поэмы. «Подобный труд едва ли будет лишний, и, может быть, пригодится даже самому г. Гоголю для следующих частей его поэмы, в которой, как мне кажется, он задумал изобразить современную жизнь, точно так же, как некогда Гомер изобразил в своей поэме жизнь древней Греции… Желаю г. Гоголю успеха, хотя, с своей стороны совершенно убежден, что подобный труд для настоящего времени физически невозможен». Сложно делать выводы о прозорливости Введенского, но второй том Николай Васильевич сжег через четыре года после публикации этой записки из Грязнухи, а ниточки связей от села тянутся благодаря этой истории сквозь века и литературные хрестоматии.

Иринарх Иванович Введенский
ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ВЫСОЦКИЙ?

В уцелевших конюшнях Сосновоборского сегодня пустынно, двери денников лежат на земляном полу, который укреплен ценными по сей день кирпичами с вензелем «М.У.» – «Михаил Устинов». Кое-где сохранились таблички с именами лошадей: вот Гимназия – серая кобыла 1989 года рождения, родители Запас и Геометрия. В детстве это был отдельный вид развлечения – гулять по конюшням, наблюдать ласточек, которые гнездились под толстыми сосновыми балками крыши, и читать словообразовательные эксперименты коневодов. Круглый манеж тогда использовали для тренировок, а вокруг можно было кататься в качалке для бегов. Центральный зал конюшни украшала огромная картина с русской тройкой, а пол здесь устилали разноцветными опилками, выкладывая их разными узорами. Делали это для делегаций, которые приценивались к лошадям. Ценным экземпляром был и жеребец Отворот, орловский рысак 1961 года рождения. Он был выращен и объезжен в Сосновоборском, а благодаря своей скорости делал беговую карьеру на Одесском ипподроме. Там-то его и заметили киношники, снимавшие «Служили два товарища». В фильме у него была целая роль, кличка Абрек, которую раскатисто-породисто выговаривал сам Владимир Высоцкий. А еще Отворот выполнял настоящий трюк: прыгал в море и плыл за кораблем, который увозил главного героя. Завершив карьеру, Отворот вернулся в село, стал почетным отцом следующих поколений, а затем ушел на покой в статусе любимчика руководства. Благодарственное письмо Одесской киностудии долго лежало на столе начальника конной части, но теперь затерялось, хотя могло бы стать отличным экспонатом местной коллекции.

Владимир Высоцкий и Отворот
ЗАЧЕМ ЕХАТЬ В СОСНОВОБОРСКОЕ?

Истории о том, как случайно нашлась ограда местной церкви, как родственник Устиновых попал на страницы романа Булгакова, как в 80-е годы ХХ века встретились ветврач конезавода и последний управляющий барской усадьбой – рассказывают нам не о прошлом. Они говорят о нас самих: о нашем месте в настоящем времени, о силе корней, о базовом стремлении слушать увлекательные рассказы и ждать хорошего конца. История Устиновской усадьбы в Сосновоборском способна развернуться в добрую сказку, которая будет нужна людям. Как памятник и объект усадебной культуры ХIХ века, как этнографический комплекс с возможностью попробовать себя в различных ремеслах, как творческая резиденция и гостиница с тематическим фестивалем. Главное – не забывать, что изменения зависят только от нас самих. Место героев времени уже свободно, а потенциал хорошей истории почти безграничен.