Текст: Максим Музалевский
Фото: Максим Музалевский
Консультант: Наталья Петрова
МАРШРУТ ДЛИНОЙ В 150 ЛЕТ
Городские улицы хранят множество историй. Одну из них – о людях, близких по духу, которых объединила любовь к Волге, мы попросили рассказать гида Максима Музалевского. И не просто рассказать, а оформить в авторский маршрут
В конце XIX века в Саратове появилось сообщество людей, изменивших атмосферу города. Их объединения Волга – но не как источник дохода от перевозок товаров или рыбной ловли. Они открыли для себя мир парусного спорта на великой реке. Ключевой для участников яхт-клуба была мысль о том, что на реку можно выйти не ради работы, а для наслаждения. Сообщество для своего времени было сверхдемократичным: среди его членов были дворяне, крупные предприниматели, архитекторы, нотариусы, врачи, а их товарищами по клубу могли стать ремесленники, мелкие чиновники и даже крестьяне. Удивительно и то, что сообщество сумело сохраниться, пройдя через войны, революции и репрессии. Теряя членов, трансформируясь, балансируя на грани – но сохраниться.

В 1920-е годы под парусом около Саратова ходили многие из тех, кто был членом яхт-клуба до революции. А от сегодняшних капитанов через их учителей и учителей их учителей можно протянуть линию преемственности на сто пятьдесят лет назад. Мы предлагаем вам пройтись по городу, и посмотреть, где жили члены этого комьюнити.

Максим Музалевский
гид, создатель проекта «Фототропа»
  • Дом А.Г. Дыбова
    Первомайская, 59

    Приехавший в Саратов из Санкт-Петербурга нотариус Григорий Дыбов стал вторым по хронологии командором саратовского яхт-клуба. Но именно при нем клуб достиг расцвета – несколько раз в год проводились гребные и парусные гонки, в здании клуба работал буфет, зимой на Соборной действовал каток яхт-клуба. В этом доме Григорий Дыбов частенько бывал в гостях у своего сына Александра, тоже яхтсмена. Человек эпохи модерна, в 1911 году Александр перестроил этот дом в модном стиле: круглое окно, асимметричный фасад, а сверху – небольшие колонны, имитирующие тростник, из которого египтяне строили свои лодки.
  • Дом А.И. Скворцова
    Григорьева, 49

    Адвокат Александр Скворцов известен нам как главный саратовский модник, плейбой, один из создателей Консерватории и любитель гоняться на лошади за трамваем. Но он же был и вице-командором Саратовского яхт-клуба. Именно он открывал последнее заседание яхт-клуба 2 июня 1917 года, передав слово командору Отто Петровичу Шмидту, который прибыл в Саратов с фронта: «С приветственной речью в ответ господин Командор клуба высказал свое глубокое сожаление, что он не мог послужить заседанию, но что он, заброшенный судьбою на далекую окраину, душою и сердцем всегда с дорогим ему яхт-клубом».
  • Дом А.И. Дашковского
    Лермонтова, 5

    Среди членов яхт-клуба были и владельцы больших судов. Одним из них был Алексей Дашковский – его дом известен саратовцам как ресторан SOHO. Рядом с домом находилась пристань «Купеческого пароходства», совладельцем которого был Дашковский. Прибыль пароходства зависела от того, чтобы начать навигацию раньше, а кончить позже «федеральных» компаний, а также чтобы успеть по высокой воде посетить села, куда по низкой воде уже нельзя было подойти. В. Цыбин писал, что в доме Дашковского, как на пароходе, «были сделаны между комнатами переговорные трубы, а прислуга вызывалась пароходным легким свистком».
  • Царские ворота
    Чернышевского/Радищева

    Восстановленная арка – не только памятник визитам императоров. Именно напротив нее на Волге был поворотный пункт для участников регат яхт-клуба. Как пишет исследователь: «Гонки лодок и яхт устраивались на Волге по воскресеньям и привлекали большое количество зрителей. На верхней площадке яхт-клубовской пристани играл духовой оркестр. Зрители заполняли берег, соседние дебаркадеры и стоящие на причале пароходы. Над Волгой царила атмосфера праздничности…». Зрители болели за яхты с названиями «Гоголь», «Князь», «Кармен», «Ермак», «Чибис», «Орел», «Финка», «Зина», «Волна», «Буря», «Свобода», «Урания».
  • Дом В.Н. Поляка
    Провиантская, 13

    В этом скромном доме жил адвокат Владимир Поляк, у которого снимала квартирку Люция Ман, воспитывавшая племянника Ваню. Родившийся в 1903 году Иван Ман еще до революции стал юнгой в яхт-клубе, а к 1920-му был уже инструктором. После Саратова он учился в морском техникуме в Петрограде, а в 1925 году планировал отправиться в кругосветное путешествие. Поход отменился, хотя Ман уже успел всем поведать о том, какие приключения его ждут. В итоге ему удалось стать героем не только книги, но и мультфильма. Он послужил прототипом матроса Лома из «Приключений капитана Врунгеля».
  • Жилой дом
    Большая Казачья, 24

    О яхт-клубе 1920-х годов вспоминает дочь Корнея Чуковского Лидия, оказавшаяся на год в ссылке в Саратове. Она сменила несколько мест проживания, в том числе жила в доме на Большой Казачьей. Возможность взять гребную лодку в яхт-клубе была для нее единственной отдушиной: «Сдаю в окно старику свое удостоверение, плачу пустяковые деньги – и бойкий старик идет отвязывать. Чем дальше и дальше уплываю я вверх, к черной Соколовой горе, тем ярче сияет город, остающийся позади. Вот он слился уже в сплошную груду огней, и не верится, что это вовсе не груда, а окна домов и домишек, переулки, переулочки, улицы».
  • Жилой дом
    Проспект Столыпина, 6/8

    Среди послевоенных архитекторов-яхтсменов стоит назвать Тараса Ботяновского – автора впечатляющего дома в стиле советского ампира, который, будучи построен в 1956 году, удивительно хорошо вписался в ансамбль исторической улицы Немецкой. В советское время яхтсмены ходили на яхтах клубов при больших заводах, таких, как СЭПО или «Тантал». Ботяновский решил построить свою собственную яхту. Достать качественное дерево было нереально, поэтому яхту он построил... из бетона. Армоцементная яхта получила название «Ариэль», участвовала в парусных регатах и была описана в советском журнале «Катера и яхты».
  • Жилой дом
    Советская, 4а

    У этого «венецианского» дома стоит вспомнить, что, если до революции члены яхт-клуба были заказчиками зданий, то среди яхтсменов советского времени много архитекторов. Одним из них был Владимир Дыбов, племянник того самого Григория Дыбова, командора яхт-клуба. Когда В. Дыбов умер в 1948 году, товарищи решили присвоить его имя регулярной осенней гонке. Впоследствии это вызывало путаницу: прочтя про знаменитого командора, в 2000-е годы многие считали, что традиционная «дыбовка» названа именно в честь него. Архитектором-яхтсменом был и Дмитрий Карпов – товарищ Дыбова по гонкам и соавтор в архитектуре.