Текст: Мария Карманова
Фото: Катерина Сипачева
ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
На фотографии столетней давности можно разглядеть все мелкие детали внешнего убранства гостиницы «Московской», какой мы ее уже не знали. Снимок из коллекции краеведческого музея для проекта реставрации и приспособления здания заказали его новые владельцы. Современная, но историческая, гостиница должна открыться через три года. Подводить итог реставрационных работ на объекте культурного наследия пока рано, но уже можно сказать, что благодаря им детали здания «заговорили»
Москва – Северная – Большая Московская – Московская

Здание на углу Московской и Горького имя в народе получило скорее по названию ресторана – «Москва», в то время как дольше всего здесь располагалась гостиница «Московская». Это место использовалось для размещения туристов с 1873 года, когда купец Барыкин устроил в нем номера под названием «Москва», а после его разорения к 1902 году здание было перестроено и приобрело нынешний вид. «Большая Московская» гостиница, затем просто «Московская» – меньше всего она была известна под именем «Северной». Хотя именно это название может быть своеобразным «ключиком» к новым собственникам. Александр и Евгений Кабановы – ярославские предприниматели родом из Магадана. Выкупив в 2021 году исторические площади гостиницы, своей целью они поставили «образцовую реконструкцию» – этой высокой планкой объясняется внимание к деталям. Первоначальная задумка обустроить в здании многофункциональный центр детского творчества трансформировалась в решение сохранить историческую функцию. До старта проекта было проведено социологическое исследование туристического запроса в Саратове, чтобы адаптировать под него будущую гостиницу.

Исторический кирпич и белый камень

Монументальное угловое здание помимо видимой горожанину части имеет немалый внутренний объем, а последние почти бесхозные годы значительно подорвали его состояние. Самый нужный материал сейчас – исторический кирпич, который незаменим по своей форме, цвету, фактуре. Его приходится закупать со зданий «под разбор», а буквально по кирпичикам здание перебирает бригада с опытом работы в «Новой Голландии». Богато декорированные под старорусскую архитектуру фасады украшены деталями из белого камня, с которым дело обстоит чуточку проще – его для здания везут из деревни Мошок Нижегородской области. Ближе познакомившись с «рынком» исторического кирпича, Александр задумался о том, что город мог бы зарабатывать на сносе исторических малоценных построек, создав своеобразный фонд дореволюционного кирпича. Стройматериал шел бы на реставрации, обновляя облик города, а сомнительные дельцы не посягали бы на ценные постройки ради их разбора.
Стекла Фальконье и зенитный фонарь

Интерьеры гостиницы, которая за сто лет не один раз меняла профиль, раскрывались постепенно. Так, в коридоре обнаружилось большое световое окно, зашитое в стену. Когда-то оно было выложено стекловыми блоками Фальконье и давало мягкий фиолетовый свет. Этот строительный материал был изобретен в конце XIX века и имел большую популярность в России в первые два десятилетия ХХ-го. К концу 1930-х годов производство было остановлено, а технология утрачена. Сегодня повторить принцип выдувания формованных блоков удалось предприятию в Петербурге, там и будет заказана партия для воссоздания окна.

В том же участке коридора зашитыми в пол на нескольких этажах нашлись и зенитные фонари особой конструкции. Они пропускали сквозь все здание дневной свет, направляя его за счет стекол в форме призмы в разные стороны коридора. Сохранность фонарей дает возможность вернуть их на место, предварительно отреставрировав. Эти две находки дают представление об уровне технологий, комфорта и визуальной привлекательности интерьеров элитной гостиницы, ведь фотографий внутреннего убранства не сохранилось.

Атланты. Меркурии. Лепнина

Богатство проекта обусловливалось и разнообразием культурных смыслов, которые были заложены в детали. Фасад здания украшают маскароны меркуриев: бог торговли был призван «увеличивать» достаток обитателей «Большой Московской» – деловых путешественников, которые могли себе позволить остановиться в здании, и предпринимателей, которые занимали конторы внутри. Эти детали фасада уже восстановлены.

Внутри парадного подъезда гостей встречали атланты, в образ которых иносказательно заложено пожелание процветания и благополучия. Эти скульптуры потребуют бережной реставрации, ведь десятки лет они покрывались слоями масляной краски, которую сейчас нужно снять, не повредив формы.

«Лепнина» в здании нашлась под потолком из нулевых годов, но именно лепнина в кавычках. При ближайшем рассмотрении она оказалась выполненной из папье-маше, что, впрочем, было часто использовавшимся приемом в начале ХХ века. Оригинальную форму лепнины планируют восстановить.
Балконы и литье

Чугунная парадная лестница внутри здания в полном объеме не сохранилась, остались только балясины лестницы с узором в виде двуглавых орлов. А вот балконы здания и утраченные чугунные навесы у двух парадных входов с Московской и Горького потребуют большего внимания. Половина стоимости отливки балкона – это изготовление формы. Поточность реставраций, как и в случае с фондом исторического кирпича, могла бы играть на руку городу: похожих на гостиничные балконов немало, благодаря однократно изготовленной форме обновиться может чугун в других уголках Саратова.

Окна и фурнитура

Оконная история оказалась наиболее цикличной, и в «Московской» пластик, сменивший дерево, вновь поменяют на натуральные рамы с двойными стеклопакетами. Это позволит воссоздать оригинальную расстекловку и соблюсти исторические размеры окна. На специально заказанной фурнитуре графически воспроизведут символ с фасада здания. Сейчас демонстрационный образец окна с фурнитурой уже готов, представить общий вид оказывается несложным.

Артефакты «Московской»

Во время разбора многочисленных завалов внутри здания отыскиваются и любопытные свидетели разных времен. Так, в вентиляционных каналах были найдены письма и тетради с конспектами. В письме из узбекского Самарканда отчаявшаяся мать просит родственников помочь деньгами на учебу дочери. А тетради, отпечатанные в ташкентской типографии, хранят карандашные конспекты по санитарии. Артефакты для будущей гостиницы начали даже приобретать на антикварных аукционах и сайтах. Так на исторической родине оказалась тарелка кузнецовского фарфора с вензелем «Большой Московской гостиницы в Саратове». Возможно, все предметы займут место в коллекции нового туробъекта.

Саратов – третий в империи

В городе в последние годы немало говорят о локальной идентичности и туристическом бренде, задают вопросы о развитии экспертам и прислушиваются к мнению «насмотренных» гостей. В этом контексте любопытно мнение Александра Кабанова о пути развития для Саратова: «Как приезжий я считаю, что зря сносят дома в центре, строят на их месте безликие многоэтажки. На месте власти я строил бы туристический имидж города от идеи третьего города Российской империи. Этот дух еще чувствуется в архитектуре». А детали, как видно, при желании можно восстановить.