Иллюстрация: Саша Боско
СРЕДИ СВОИХ: ДЕНЬГИ VS ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ
Анна Алексеева
основатель HR-агентства «Развитиум»
Фразу «на рынке нет людей» я слышу ежедневно от каждого второго руководителя. Действительно, вопрос привлечения сотрудников становится все сложнее, и объясняется это малым количеством соискателей из-за демографической ямы, еще и растущая конкуренция между работодателями подливает масла в огонь. Люди – основной ресурс для бизнеса, и приходится вступать в борьбу за таланты. Компании, активно идущие вперед, давно стали работать над таким параметром как «бренд работодателя» – образом, который характеризует компанию и привлекает потенциально подходящих кандидатов.

Работа с брендом – это маркетинговые технологии. Начинается все с определения потенциальной целевой аудитории и понимания ее потребностей. Что тут долго думать, скажете вы, – люди идут на работу ради денег. С одной стороны, деньги – это важный аспект. Они обеспечивают финансовую стабильность, позволяют удовлетворить базовые потребности и создать комфортный уровень жизни. С другой, общие ценности становятся все более значимыми для сотрудников: именно они создают атмосферу взаимопонимания, уважения и поддержки.

Поделюсь историей о том, как ценности помогли нам научиться строить эффективные команды и изменить подход к подбору персонала. В основе проекта РАЗВИТИУМ лежит идея о возможности управлять таким эфемерным понятием, как «корпоративная культура». Еще в 2018 году мы запустили онлайн-платформу для оценки корпоративных ценностей. Тогда ситуация на рынке персонала не была такой острой, как сейчас, поэтому над культурой компании работали только федеральные бренды. Сегодня этот вопрос становится актуальным и для малого бизнеса, потому что культура компании – это внутреннее содержание того, что вы декларируете во внешнем образе работодателя. Здесь важно понимать, что если вы будете рассказывать соискателям одно, а внутри компании будет другое, то эффект «подбора в пустое ведро» обеспечен – обложка должна соответствовать содержанию.

Культура – это то, что отличает одну компанию от другой и позволяет конкурировать. В основе культуры лежат ценности. Ценности – это не деньги, это те общие убеждения, которые близки каждому члену команды и позволяют думать и смотреть в одном направлении, тем самым быстрее достигать общих бизнес-целей.

Как вот это все непонятное: «культура», «ценности» – вообще может решить вопрос с дефицитом нормальных работников? Предположим, вам нужен менеджер по продажам. Просто нормальный, инициативный человек, который будет продавать ваш товар и зарабатывать себе деньги. Вы точно знаете, что ваш продукт хороший, команда классная, и деньги вы платите вовремя.

А вот теперь представьте себя на месте того самого менеджера вашей мечты. Он получает 30 одинаковых предложений в день, и все говорят об одном и том же. Как он должен понять, куда хочет пойти работать? Человек будет выбирать именно по ценностям. И это начинает считываться уже в вакансии, которую вы публикуете. А дальше от того, насколько вы совпадаете, будет зависеть и решение о приходе в вашу компанию, и уровень вовлеченности сотрудника, и время его работы внутри команды. Когда мы только начинали, я столкнулась с проблемой: многие компании искали сотрудников, основываясь только на их профессиональных навыках. Но я всегда верила, что успешная команда – это больше, чем просто выполнение функции. Мы подбираем кандидатов, уделяя особое внимание совпадению их личных мотивов с потребностями работодателя. Я знаю много случаев, когда кандидаты с блестящим резюме отклоняются заказчиком из-за различия «по духу».

Как понять, какие сотрудники подойдут именно вам? Конечно, в идеале необходимо знать ядро своих корпоративных принципов, которые позволяют достигать сверхцелей. Но даже если вы еще об этом не задумывались, вы можете поступить проще. Выберите пять лучших сотрудников вашей компании не только по результатам, но и по соответствию командному духу – с кем работать комфортно и продуктивно. Подумайте, что их объединяет и чем они подходят именно вашей команде? Выделите три общих качества. В чем уникальность вашей компании и явное отличие от конкурентов? Чем вы уже заинтересовали ваших сотрудников? Соберите желаемые качества идеального кандидата, уникальные преимущества бренда и составьте из этого привлекательное предложение для поиска близкого вам по духу сотрудника.
На протяжении многих лет мы видим, как мир бизнеса меняется. Тренд 2024 года – работа в удовольствие – становится все более заметным. Люди хотят не просто зарплату, они хотят ощущать себя частью чего-то большего, быть включенными в команду, где они могут видеть смысл своей деятельности и достигать общих целей